Блог Александра Шакуна (azlok) wrote,
Блог Александра Шакуна
azlok

Category:

Авиабаза Кубинка. Часть I

С подачи ruforces
237 гв.ЦПАТ им И.Кожедуба авиабаза Кубинка. Часть I
По приглашению Пресс-службы МО РФ в рамках пресс-тура 17 ноября этого года наш коллега посетил 237-й гв. ЦПАТ на авиабазе «Кубинка». Погода выдалась пасмурной, поэтому, к сожалению, демонстрационный вылет пилотажной группы отменили.




Тем не менее, мероприятие прошло позитивно и блогерам удалось ознакомиться как с матчастью авиационного центра, посетить музей, но самое интересно их ждало в конце - общение с самими летчиками пилотажных групп.
В итоге, обсудив все «за» и «против», мы решили опубликовать сводный отчет о посещении ЦПАТ, дополнив его небольшими выдержками из строевых будней, заодно ознакомить читателей с фотографиями пилотажных групп в лучшие годы и немного рассказать о самом центре. Итак.

На подмосковной авиабазе «Кубинка» дислоцируется 237-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского Центр показа авиационной техники имени маршала авиации И.Н. Кожедуба. Центр стал наследником знаменитого 176-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского истребительного авиационного полка.

143071, МОСКОВСКАЯ ОБЛ., ОДИНЦОВСКИЙ Р-Н, ПГТ КУБИНКА (АЭР. КУБИНКА) в/ч  62632-И
Летчики ЦПАТ в составе ВВС России выполняют следующие задачи:
  • Демонстрация на территории РФ и за ее пределами авиационной техники, вооружения, оборудования, а также летного мастерства в интересах пропаганды и повышения авторитета ВВС России, повышения конкурентоспособности российской военной авиационной техники и вооружений на мировом рынке.
  • Подготовка личного состава и техники в выполнению боевых задач
  • Сохранение и развитие исторических традиций ВВС РФ.
В состав ЦПАТ входят две авиационные группы высшего пилотажа и одна авиационная группа подготовки летного состава и высшего пилотажа.

Пилотажная группа "Стрижи". Основные самолеты - МиГ-29



Пилотажная группа  "Русские Витязи". Основные самолеты - Су-27 и Су-35




Отработка правого крыла смешанного ромба - два самолета "Русских Витязей" и один "Стрижей"



Смешанная 9-ка 



Логотипы авиабазы и пилотажных групп




Краткая история

История создания ЦПАТ, не вмещается в формат данной публикации. Более подробно можно прочитать по следующей ссылке http://www.rusarmy.com/avia/pilotgr/rusvityazi/rusvityazi_tspat.htm
В последние годы 237-й гв. ЦПАТ развивался «не благодаря, а вопреки» - материальная часть держалась буквально на «честном слове» и каннибализме с нелетающих машин, топливо для тренировочных полетов не всегда хватало, летчики пилотажных групп зачастую работали на «голом» энтузиазме.  

Разумеется, упоминая сложные годы ЦПАТ, нельзя не сказать о бывшем руководителе 237 гв. ЦПАТ им. И.Кожедуба гвардии полковнике ВВС Игоре Валентиновиче Ткаченко.



Человек широкой души, профессионал с большой буквы и знаток пилотажа, он обладал серьезным авторитетом среди своих подчиненных и коллег по ВВС, был отмечен высокими государственными наградами, в том числе и Орденом Мужества. 

На снимке - президент РФ В.Путин вручает гв. полковнику Ткаченко Орден Мужества (фотография из музея ЦПАТ)



Будучи руководителем 237-го ЦПАТ он прилагал огромные усилия для поддержания летной техники и личного состава в наилучшей форме. Видимо, по другому он не мог руководить частью, которой было положено представлять ВВС страны на крупнейших авиационных мероприятиях и показательных выступлениях. Ни одно серьезное выступление пилотажной группы «Русские Витязи» не проходило без его участия.  Вот его любимый борт – «спарка» Су-27



Одна из последних фотографий гв. полковника Игоря Ткаченко 



К сожалению, 16 августа 2009 года при выполнении тренировочного полета, когда в воздухе одновременного находились три машины, в результате трагического стечения обстоятельств, произошло столкновения командирской машины с ведомым. 

Пилоты репетировали свое выступление на авиасалоне МАКС-2009, который будет проходить в Жуковском с 18 по 23 августа. Инцидент произошел примерно в пяти километрах от аэродрома. Самолеты упали на территорию садового товарищества "Белозериха" в деревне Рыбаки. Погиб гв.полковник И.В. Ткаченко, штурман Куриленко получил повреждения позвоночника, пилот второго самолета Мельник успешно катапультировался. Игорь Шпак на ведомом Су-27 сумел уклониться от столкновения и ушел в сторону. 

Последняя фотография - все три машины идут на взлет (на заднем фоне). 



Все, кто интересовался авиацией, знают, что пилоты аварийных самолетов, рискуя и даже жертвуя собственной жизнью, стараются увести тяжелые машины в сторону от населенных пунктов. Но 16 августа ситуация развивалась стремительно и непредсказуемо и очевидно, что опытные пилоты не смогли выровнять разваливающиеся в воздухе и потерявшие управление после столкновения в воздухе тяжелые машины.

Накануне мероприятия Игорь Валентинович подал рапорт об увольнении из рядов ВВС. Мотивы его решения в СМИ приводились разные, но скорее всего на него повлияло решения руководства перебазировать 237 гв. ЦПАТ на авиабазу в Липецк в рамках реформирования ВВС и сделать уникальный пилотажный центр обычной строевой частью.

Гвардии полковник Ткаченко Игорь Валентинович остается в нашей памяти таким, каким он запомнился коллегам, сослуживцам и тысячам любителей авиации – бодрым и жизнерадостным.

По ссылке небольшой репортаж «1 Канала» о Игоре Ткаченко.  



Гибель руководителя 237-го ЦПАТ была не самым последним плохим известием. Практически в тот же период времени в различных СМИ начали обсуждаться слухи о реформировании и даже закрытии прославленного центра, а также передачи части авиабазы Кубинка и ВПП под коммерческий аэродром «бизнес-авиации» ЗАО "Аэропорт Кубинка" структурам бизнесмена С.Керимова. Позже совместное базирование авиатехники ВВС и коммерческой авиации было опровергнуто на официальном уровне http://ria.ru/defense_safety/20090701/175962690.html  

Однако позже слухи о продаже части авиабазы «Кубинка» подтвердились.

Сначала в 2010 году

Военные и частные структуры после приобретения негосударственной компанией крупного земельного участка на территории военного аэродрома "Кубинка" в Одинцовском районе Подмосковья будут совместно использовать взлетно-посадочную полосу (ВПП) аэродрома, сообщает управление пресс-службы и информации Минобороны РФ по итогам прошедшего в среду аукциона.  "Это около 2/3 всей территории военного аэродрома. Центр показа авиационной техники имени И.Кожедуба, ОАО "121 авиационный ремонтный завод" остаются в местах своей дислокации. Взлетно-посадочная полоса и другая инфраструктура, необходимая для полетов, будут использоваться Центром показа авиационной техники и другими организациями совместно", - говорится в пресс-релизе на сайте Минобороны РФ. http://ria.ru/economy/20100722/257304645.html

Затем и в 2011 году
Начальник центра полковник Александр Петров подтвердил РИА Новости, что пилотажные группы "Русские витязи" и "Стрижи" остаются в Кубинке. Одновременно, отметил он, на территории аэродрома создается ЗАО "Аэропорт Кубинка".
"Здесь будут базироваться самолеты малой авиации, возможно, бизнес-авиации. Но пилотажные группы никуда не передислоцируются и остаются здесь же", - сказал Петров. Власти Московской области намерены переоборудовать военный аэродром "Кубинка" в гражданский к 2018 году. Сегодня вопросу реализации инвестиционного проекта строительства аэропортового комплекса гражданской авиации на базе аэродрома государственной авиации Кубинка будет посвящено заседание подмосковного правительства. http://ria.ru/defense_safety/20110405/361255585.html

Послесловие
В настоящее время Центр показа авиационной техники в Кубинке переживает не самые лучшие времена. Не будем скрывать реального положения дел: авиационный парк до предела изношен, поступления новой авиационной техники в ближайшей перспективе не ожидаются (не смотря на публичные обещания высшего руководящего состава Министерства Обороны РФ), сами ВВС находятся в состоянии перманентного реформирования. В таких обстоятельствах совершенно непонятно, как ЦПАТ должен эффективно выполнять одну из своих основных задач (повторим):
  • Демонстрация на территории РФ и за ее пределами авиационной техники, вооружения, оборудования, а также летного мастерства в интересах пропаганды и повышения авторитета ВВС России, повышения конкурентоспособности российской военной авиационной техники и вооружений на мировом рынке.
Как можно повышать «конкурентоспобность российской военной авиационной техники», не имея новейших образцов этой техники? Маразм? Увы, жесткая реальность текущего состояния дел. Но самое главное, уходят летчики, настоящие профессионалы и энтузиасты неба. Можно долго гадать, с чем это связано, как так получается, но факты остаются фактами.

Всего полтора месяца назад из пилотажной группы «Стрижи» ушел Дмитрий Копосов, один из лучших пилотов в сольном выступлении. До него, за короткий промежуток времени ушли Игорь Шпак из «Русских Витязей» и Игорь Соколов из «Стрижей».

Дмитрий Копосов в кабине МиГ-29



Сольный полет Дмитрия Копосова на  МиГ-29



Возможно, что после трагической гибели Ткаченко, который был настоящим хозяином ЦПАТ и старался защищать интересы пилотажных групп на уровне командования ВВС и перед высшими лицами государства, ситуация резко изменилась. Офицеры не чувствуют перспектив, не ощущают перемен к лучшему.
В любом случае, 237 ЦПАТ в Кубинке существует в составе ВВС, имеет пусть небольшой, но парк годных машин и надеемся, будет нас радовать своими полетами на ближайших авиасалонах и парадах.  Также очень хочется, чтобы ЦПАТ получил новые машины – красивые и современные Су-35 и МиГ-35, молодое пополнение пилотов и возродился, как мифическая птица Феникс.

Очень хочется на это надеяться…. Ведь надежда, как известно, умирает последней

В заключение 1-й части - небольшая подборка фотографий пилотажа летчиков 237 гв. ЦПАТ

В воздухе "Стрижи"



В воздухе "Русские Витязи"



Совместный пилотаж Русских Витязей и Стрижей



Фотографии предоставлена для ресурса Ruforces с разрешения Сергея Аблогина ака fotosamurai. Продолжение в следующей части.

P.S. Все данные взяты из открытых ресурсов. Авторы высказывают свою точку зрения, которая может быть отлична от официальных версий или трактовок тех или иных событий. С уважением, коллектив блога Ruforces
Tags: "Русские Витязи", "Стрижи", ВВС, МиГ-29, Микоян-Гуревич, Россия, Су-27, Сухой, авиация
Subscribe
promo azlok may 11, 2014 18:06 4
Buy for 50 tokens
via ur_2222 Псто Акция - 2 По всем ресурсам, плз. Это самый весомый залп, который ты можешь сделать сегодня и сам...
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments